Инвентаризация отходов производства и потребления в Крыму и Севастополе

Инженеры-экологи ООО "ВАШ ЭКОЛОГ" готовы взять на себя обязательства по разработке и согласованию проекта НДВ (проекта нормативов предельно допустимых выбросов).

Наша компания отслеживает все изменения в законодательстве.

Инвентаризация отходов - это процесс систематического учёта и анализа всех видов отходов, образующихся в процессе хозяйственной или производственной деятельности предприятия или организации. Этот процесс включает в себя определение количества, состава, характеристик и хранения отходов. Инвентаризация отходов помогает оценить их воздействие на окружающую среду, соблюдать законодательные требования в области управления отходами, а также разрабатывать меры по их уменьшению, переработке и утилизации.

До 2010 года инвентаризация отходов проводилась всеми хозяйствующими субъектами, образующими отходы, в рамках разработки ПНООЛР. Обладание таким проектом было обязательным требованием для всех предприятий и организаций. С 2010 года субъекты малого и среднего предпринимательства были освобождены от обязанности разрабатывать ПНООЛР. С 2019 года разработка НООЛР стала обязательной только для объектов I и II категорий, независимо от размера предприятия или организации.

На данный момент федеральное законодательство не устанавливает конкретные обязательные требования к проведению инвентаризации отходов и оформлению её результатов. Не существует нормативных правовых актов, которые бы предусматривали чёткие стандарты и алгоритмы для проведения инвентаризации отходов, а не ограничивались ссылочными нормами. Однако, на региональном уровне можно найти документы, содержащие рекомендации по проведению такой инвентаризации, но они обладают рекомендательным характером.

Вы правильно отмечаете, что ситуация с инвентаризацией отходов запутанна, поскольку несмотря на отсутствие четких норм и стандартов для проведения такой инвентаризации, множество нормативно-правовых документов требуют ссылаться на результаты этой работы.

Это действительно верно, и это не ограничивается только статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которая устанавливает требования к программе производственного экологического контроля (ПЭК) и включает инвентаризацию отходов производства и потребления.

Также имеет значение пункт 3.12 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", который определяет предельное накопление отходов на территории предприятия на основе результатов инвентаризации отходов.

Эти требования и отсылки подчеркивают важность инвентаризации отходов в рамках соблюдения нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и управления отходами, несмотря на отсутствие конкретных методов проведения данной инвентаризации.

Из анализа законодательства можно сделать вывод, что инвентаризация отходов является обязательной процедурой для организаций, осуществляющих деятельность на объектах, отнесенных к I-III категориям негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Основой для такого вывода является то, что программа производственного экологического контроля (ПЭК) разрабатывается именно для таких категорий объектов НВОС.

Кроме того, для правильной и наиболее эффективной организации процесса обращения с отходами, необходимо определить, к какой категории отходов они относятся, так как это определяет специфические требования к их обработке и утилизации. Необходимо учитывать, попадают ли они под запрет на захоронение, являются ли отходами товаров или упаковки, подлежащих утилизации в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров, относятся ли к отходам коммунального обслуживания (ТКО), или же они выпадают из-под действия Федерального закона № 89-ФЗ, как, например, медицинские, биологические и радиоактивные отходы. Такое понимание позволяет определить наилучшие практики для обработки и управления конкретными видами отходов.

Следует отметить, что внутренние документы, которые регламентируют процедуру инвентаризации отходов, а также формы отчетности, используемые для документирования результатов инвентаризации, могут быть настроены с учетом особенностей внутреннего управления предприятия. Эти документы должны соответствовать стандартам внутренней документации, а также отражать цели и задачи, стоящие перед конкретной организацией.

Этапы разработки инвентаризации отходов производства и потребления

1

После Вашего обращения любым удобным способом:
- e-mail: eco@eco182.ru;
наш инженер-эколог уточняет вид деятельности вашего объекта, местоположение, сведения об основных технологических процессах. Выезжаем бесплатно на территорию объекта.

2

На подготовительном этапе руководство издает приказ, в котором устанавливаются состав комиссии, сроки проведения инвентаризации, её характер и сроки предоставления отчетности по результатам инвентаризации. В этот же момент мы подробно изучаем информацию о предприятии, включая технологические схемы производства и источники образования отходов.

3

Далее делаем сбор и анализ данных. Формируем список отходов, образующихся в результате деятельности предприятия. Присваиваем каждому отходу соответствующего кода в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО). Рассчитываем объем и массу каждого отхода. Проверяем и сопоставляем данне учета с фактическими результатами инвентаризации.

4

Формируем итогов инвентаризации. Обобщаем полученные данные.
Составляем акт инвентаризации отходов.

Оставьте заявку
или перезвоните сами

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных и политикой конфиденциальности

Срок действия инвентаризации отходов производства и потребления

В законодательстве не установлен срок действия инвентаризации отходов производства и потребления. Рекомендуем обновлять ее раз в 5 лет, а также вносить корректировки по мере необходимости изменения технологического процесса.

Вопрос-ответ

Зачем проводить инвентаризацию отходов?
Результаты инвентаризации отходов используются не только для разработки необходимой природоохранной документации, такой как ПНООЛР, программа производственного экологического контроля (ПЭК), и составления паспортов отходов I–IV классов опасности. Они также играют ключевую роль в организации и управлении процессом обращения с отходами на предприятии в целом:
• подготовки приказов и инструкций;
• ведения учета;
• организации мест накопления отходов;
• разработки планов по внедрению малоотходных и безотходных технологий, планов по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций (ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ);
• организации надлежащего удаления отходов;
• оптимизации деятельности предприятия и др.
Из чего состоит отчет инвентаризации отходов?
• титульный лист;
• разделы 1–8:
– раздел 1 «Общие сведения о хозяйствующем субъекте»;
– раздел 2 «Сведения о хозяйственной и иной деятельности» (в т.ч. блок-схема технологических процессов работы предприятия);
– раздел 3 «Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год»;
– раздел 4 «Сведения о предлагаемом образовании отходов»;
– раздел 5 «Сведения о местах накопления отходов»;
– раздел 6 «Сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения»;
– раздел 7 «Сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов»;
– раздел 8 «Сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов»;
• список использованных источников.
Какие экологические задачи поможет решить инвентаризация отходов производства и потребления?
Учет и классификация отходов: Инвентаризация помогает предприятиям учитывать и классифицировать все виды отходов, образующиеся в процессе деятельности, что позволяет точно определить их характеристики, объемы и происхождение.

Оценка воздействия на окружающую среду: С помощью инвентаризации можно анализировать воздействие отходов на окружающую среду, определять потенциальные риски и разрабатывать меры по их уменьшению или устранению.

Соблюдение законодательных требований: Инвентаризация необходима для соблюдения нормативов и требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды и управления отходами.

Разработка эффективных стратегий обращения с отходами: Знание состава и объемов отходов позволяет предприятиям разрабатывать эффективные стратегии по сортировке, переработке, утилизации или уменьшению образования отходов.

Повышение экологической ответственности: Инвентаризация отходов способствует повышению экологической ответственности предприятий и их способности сотрудничать с органами надзора и регулирования в сфере охраны окружающей среды.

Оптимизация ресурсопотребления: Знание о количестве и качестве отходов помогает предприятиям оптимизировать свои процессы и ресурсопотребление, что может привести к снижению затрат и улучшению эффективности производства.

Штрафы за отсутствие инвентаризации отходов производства и потребления

Законодательством РФ не предусмотрена ответственность за отсутствие инвентаризации отходов производства и потребления.

Но возможен неблагоприятный сценарий при проверке со стороны инспектора надзорного органа.

В первую очередь, может возникнуть сомнение в обоснованности отходов, указанных в программе производственного экологического контроля (ПЭК). Это может повлечь за собой штраф за сокрытие или искажение экологической информации в соответствии со статьей 8.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Во-вторых, инвентаризация отходов может быть рассмотрена как одна из форм учета в области обращения с отходами. Несоблюдение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами может повлечь за собой штраф в размере до 350 тысяч рублей в соответствии с пунктом 10 статьи 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Конечно, в случае возникновения такой позиции со стороны надзорных органов, можно попытаться оспорить её в суде. Однако результаты таких действий сложно предсказать.

Выбор остается на усмотрение экологической службы предприятия.
Личный помощник в области охраны окружающей среды
Разрабатываем экологическую документацию для предпринимателей и организаций

Контакты

Адрес

295017, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Буденного, д. 24 А, этаж 2, оф. 38

Заказать звонок

В ближайшее время вам позвонит менеджер и ответит на вопросы